29.01.2013
Умей торговать и умей отдыхать
Москва – город торговый. Большое население – большое потребление. А спрос рождает предложения. Вот и стекались сюда товары со всех уголков земли. Торговали с возов и телег, в шалашах и ларьках, в торговых рядах и постоялых домах, ну а кто побогаче - в каменных постройках. Торговля процветала, а с ней развивались и рыночные отношения. Где и как торговать, что почём покупать. Сегодня трудно представить, но когда-то на Тверской товар был дешевле, чем на окраинах. В XIV веке по ней проходила торговая дорога, по обе стороны которой стояли ямские и постоялые дворы. И лишь позднее она приобрела статус парадной улицы.
В Москве появилось большое количество рынков – постоянных, стихийных и временных. Наряду с ними большое количество всевозможных лавок, магазинов и магазинчиков. И у всех был свой покупатель. На рынке же было не только дешевле, но и веселее, можно было на людей посмотреть, себя показать, новости услышать, о жизни поговорить. На всех рынках была своя специализация. Так, что москвичи знали, на какой им ехать за обувью, одеждой, мебелью или цветами. Да и поторговаться можно ведь « за куплей да продажей торг стоит».
«Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Для города большой торг был событием. Для него определялось место и время, к нему все готовились, его ждали. Как правило, главные ярмарки приурочивались к церковным праздникам и проходили около монастырей. Там в церковных храмах совершали службу для поддержания торговли, проводили крестный ход, а по окончанию - торжественный молебен. Троицкая ярмарка, Ильинская, зимой Никольская, которая устанавливала цены, и они долго держались повсюду. На Введенский праздник самой известной была московская ярмарка на Лубянской площади. Особенно она славилась самым ходовым в это время года товаром чудо-санями: простыми, расписными, украшенными резьбой, одиночные, двойные троичные-удалые. «Вот санки-самокаты, разукрашены – богаты, разукрашены – раззолочены, сафьяном оторочены! Введеньев торг у двора, санкам ехать пора!» (Коринфский А.А.) – выкрикивали торговцы-саночники, зазывая покупателей, расхваливая свой товар. Бойкая торговля шла в Никольских и Охотном рядах. И чего там только не было. И варенья, и копчёнья, дичь и рыба, масло, рожь, скот и сено, всё что хошь, и дары цариц цветов мед со всех полей, широт. Тут восточные кинжалы для хозяина лежали, а персидские шелка покоряли дев сердца.
Плутоватые цыгане, продавая лошадей, чтобы сбыть их подороже перекрашивали скотину в ходовой цвет. Так что лошадь надо было выбирать не только по зубам. Ну и русские купцы не оставались в долгу. Заговорить покупателя и всучить ему заведомое барахло было делом обычным. « На то и щука в море, чтобы карась не дремал». А вот обвес не допускался. Но и без воровства здесь не обходилось. Так что на ярмарке надо было держать ухо востро и продавцу, и покупателю.
И, конечно, особый ярмарочный колорит привносили коробейники - этакие удалые молодцы, подпоясанные широким полотенцем, бойко двигались в толпе людей с медными чайниками чем-то напоминающими дымящий самовар. В них они разносили сбитень - самый распространенный напиток на Руси. Сбитень был простой и с «заковыкой», похожий на ароматную брагу. Пили его горячим, чтобы губы обжигал, от холода согревал, особенно во время зимних гуляний и праздников. « Подходи народ, покупай! Сбитнем душистым сердцу лёгкость придай, горло промочи, душу отведи». Шум и гам, и суета, музыка и болтовня.
Здесь кто-то долго торговался, кто дотошно уж копался, кто-то просто развлекался. Скоморохов было тьма. Ведь они и забавляли, и к торговцам зазывали.
«Умей дело делать, умей и позабавиться»
К сожалению, в конце XIX века пёстрый мир ярмарочного балагана начал отступать, стали забываться традиции праздничного веселья и в начале XX века эти гуляния перестали существовать.
Сегодня на дворе XXI век. И мы, испытывая ностальгию ко всему хорошему, что было когда-то на Руси, делаем робкие попытки к возрождению ярмарочных традиций. Ну что ж посмотрим, как-то оно там будет.