11.07.2014
Покупатели пошли в дискаунтеры
Средняя российская семья тратит на продукты питания и товары повседневного спроса 16 189 руб. в месяц, показало исследование ShopperTrends компании Nielsen (проводилось в октябре — ноябре 2013 г.). Это на 2000 руб, или на 14%, больше, чем годом раньше. Самый большой бюджет на повседневные покупки в Москве — 22 222 руб. в месяц, за столицей по объему трат следуют Санкт-Петербург (20 594 руб.) и Екатеринбург (15 927 руб.).
Аналитики Nielsen опрашивали 3000 жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Новосибирска.
На крупнейшем региональном розничном рынке в России — в Москве — бюджеты покупателей за год перераспределились из супермаркетов (34% от общего объема трат) и гипермаркетов (29%) в пользу дискаунтеров: их доля выросла с 15% в 2013 г. до 25% в 2014 г., подсчитали аналитики Nielsen. Год назад супермаркеты получали 40% бюджета респондентов Nielsen, а гипермаркеты — 36%. Аналогичная тенденция и по России в целом: доля трат в дискаунтерах выросла с 21 до 25%, в гипермаркетах осталась неизменной (32%), а в супермаркетах снизилась с 37 до 33%.
В Московском регионе доля дискаунтеров могла вырасти благодаря тому, что в них перетекали потребители из неорганизованных форматов торговли (они в Москве активно сокращались в последние годы), предполагает Светлана Суханова из UBS. Кроме того, «Магнит», который активно развивается в Москве в последние несколько лет, мог получить часть этих покупателей — с наиболее низким уровнем доходов, говорит аналитик. Сейчас у «Магнита» более 130 магазинов «у дома» в Москве и более 200 — в области. Краснодарская сеть, начавшая столичную экспансию позже других лидеров продовольственной розницы, вынуждена действовать на новом рынке агрессивно — в апреле гендиректор ритейлера Сергей Галицкий говорил, что компания проводила «ценовые интервенции» на новых рынках Москвы, а также Санкт-Петербурга, Урала и Западной Сибири.
Стратегия основных игроков в формате «дискаунтер» в последние два года сильно изменилась и наиболее заметно это в крупных городах, говорит гендиректор аналитического агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «Дикси», «Пятерочка» и «Магнит» перестраивают ассортимент: увеличивают долю свежей продукции и брендов, к которым привыкли покупатели в крупных городах, объясняет он. Например, «Пятерочка» сильно расширила ассортимент во втором полугодии 2013 г., введя около 800 новых SKU, напоминает Бурмистров, а «Магнит» реализует с 2013 г. программу «Большой город», которая подразумевает пересмотр товарной матрицы и логистики в Москве и Санкт-Петербурге.
Для большинства покупателей «Дикси» расходы на покупку продуктов составляют от четверти до половины всех доходов семьи, говорит представитель ритейлера Екатерина Куманина со ссылкой на апрельские исследования настроения потребителей. «Дикси» в 2011-2013 гг. меняла ассортимент и проводила рестайлинг магазинов, чтобы уйти от имиджа дешевого магазина, а также запустила собственную торговую марку «Д» в среднем ценовом сегменте. В результате доля «свежих» товаров (овощи, фрукты, охлажденное мясо и птица, молочные продукты) в товарообороте «Дикси» в первом полугодии 2014 г. выросла с 18,3 до 20,4% год к году, говорит Куманина.
Vedomosti.ru